Главная / К вопросу о фискализации платежных терминалов

К вопросу о фискализации платежных терминалов:

15.03.2010

В последнее время на новостных лентах все чаще встречаются сообщения официальных лиц о том, что лишь немногие из владельцев платежных терминалов полностью готовы к наступлению даты, после которой становится незаконной работа оборудования, не отвечающего определенным требованиям.

Речь идет о применении Федерального закона 03.06.2009 г. №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

Напомним, что, согласно положениям названного нормативного акта, с 01.01.2010 г. деятельность по приему платежей физических лиц могут осуществлять платежные агенты - операторы по приему платежей и платежные субагенты.

Оператором по приему платежей является юридическое лицо, заключившее с поставщиком соответствующих услуг (работ, товаров) договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Оператор по приему платежей вправе принимать платежи после постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке.

Платежным субагентом, в свою очередь, является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с оператором по приему платежей. Платежный субагент, при этом, уже не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей.  

        Законом установлен ряд условий осуществления деятельности платежных агентов по приему платежей, а также требования к платежным терминалам. Именно несоблюдение последних, как следует из сообщений информационных агентств, и станет объектом повышенного внимания контролирующих органов.

Вступление в силу некоторых положений закона было отсрочено до 01.04.2010 г., а именно:

   1. Статья 4, часть 12 - Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
   2. статья 5 - Особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику.
   3. статья 6 Требования к автоматическим устройствам для приема платежей физических лиц:
  •  Часть 1 - Платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:

1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 Федерального закона;
2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
3) прием денежных средств, вносимых плательщиками;
4) печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.

  • Часть 4 - Контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
  • Часть 5 - В случае изменения адреса места установки платежного терминала платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала.

       
           Некоторые платежные агенты пытаются обосновывать неприменение ККТ при осуществлении деятельности по приему платежей ссылкой на положения пунктов 2, 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (неприменение ККТ плательщиками ЕНВД). В этой связи стоит отметить, что пункт 4 статьи 2 указанного Закона прямо говорит о том, что положения пунктов 2, 2.1 статьи 2 Закона не распространяются на платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц. Кроме того, в силу прямого указания пункта 2 статьи 5 названного Закона, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны, в том числе, использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала.

 

Адвокат Черняев М.В.
[email protected]